ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ДВИЖЕНИЯ ПОЖАРЫ - НАЦИОНАЛЬНОЕ ЗЛО
В Российской империи к концу ХIХ века пожары приобрели характер национального бедствия. Сложившаяся в конце XIX века система профессиональной пожарной охраны в Российской Империи оказалась неспособной успешно противостоять все возраставшей пожарной опасности. Более того, вопреки действовавшему законодательству, далеко не во всех городах имелись профессиональные пожарные команды. Российская общественность не осталась в стороне от решения такого насущного вопроса, касавшегося безопасности жизни всех слоев населения России, как борьба с пожарами. Частые пожары и размеры приносимых ими убытков являлись мощным стимулом для участия населения в защите как своих, так и общественных строений от огня.
В 1843 г. в г. Осташкове Тверской губернии было организовано первое в России добровольное пожарное общество. Это благородное начинание получило поддержку и широкое распространение по всей России. К 1891 г. количество пожарных обществ, команд и дружин в России составляло более 3000. В их составе числилось свыше 84 тыс. человек. Серьезным шагом в укреплении движения добровольчества в России стало создание в 1892 г. Российского соединенного пожарного общества, получившего в 1901 г. название Императорского, объединившего усилия всех добровольных помощников профессиональных пожарных.
С начала XX века пожарные деятели России и других стран стали задумываться об обучении мерам пожарной безопасности и привитии навыков безопасного поведения не только взрослых, но и детей. И на то были весомые причины.
ДЕТСКИЕ ПОЖАРНЫЕ «ПОТЕШНЫЕ КОМАНДЫ» РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
Обобщив печальную статистику пожаров от малолетних нарушителейроссийские пожарные деятели разработали рекомендации по пожарной безопасности детей. В соответствии с ними спички должны были храниться под замком. Семья, школа и церковь должны были стать первыми распространителям противопожарных мер. Полиция обязана была следить за тем, чтобы дети не играли с огнем и светом, не раскладывали в опасных местах огня. Старшим детям рекомендовалось присматривать за младшими. Как лучшее средство работы с подрастающим поколением предлагалось организовать юношеские пожарные команды, главной целью которых являлось бы не только обучение детей борьбе с огнем, но, используя авторитет учителя, отца семейства или священника, объяснение ребенку всего ужаса последствий огненной забавы.
В начале XX века после неудачи в русско-японской войне 1904-1905 годов в России остро ощущалась нехватка патриотического настроя, особенно среди молодежи. С 1907 года по инициативе ряда педагогов и офицеров стали создаваться так называемые «потешные полки». Название «потешные» связано с памятью Петра I, который, как известно, в подростковом возрасте учредил «потешные» полки из своих сверстников - для обучения их военным наукам.
К 1912 году движение детских пожарных отрядов выросло в мощную организацию, которая насчитывала более шести тысяч детей. Детские пожарные «потешные отряды» в России превратились в целую армию помощников добровольных пожарных обществ и профессиональных пожарных команд в распространении среди населения противопожарных сведений и в борьбе с огненной стихией.
В 2008 году на внеочередном съезде ВДПО было принято решение о создании Всероссийского детско-юношеского общественного движения «Юный пожарный», позволяющее сплотить в единую организацию дружины юных пожарных России. Это решение открыло новую страницу в истории развития движения юных пожарных нашей страны. Мы верим, что страница эта будет заполняться новыми славными делами юных пожарных добровольцев. Мы надеемся, что Всероссийское детско-юношеское общественное движение «Юный пожарный» станет достойным продолжателем больших дел детских пожарных «потешных команд» Российской империи и юношеских добровольных пожарных дружин Советского Союза.
В настоящее время в Республике Бурятия создано и действует 89 дружин юных пожарных с количеством членов ДЮП – 1184человек. Юные пожарные работают по нескольким направлениям: изучение правил пожарной безопасности и обучение им младших школьников и малышей в детских садах, занятия пожарно-прикладным спортом, организация и проведение рейдов, проверок противопожарного состояния в образовательных учреждениях и населенных пунктах, участие в распространении наглядно-изобразительных тематических материалов.